Пришла коляда - отворяй ворота

Пришла коляда - отворяй ворота

Пришла коляда - отворяй ворота

В Захаровском парке в святочные недели показывают кукольное представление «Рождественский вертеп», рассказывающее о библейских сюжетах Рождества Христова. Все – от самого ящичка-вертепа до кукол и костюмов – работники парка делают сами. Длится представление недолго, чтобы не устали самые маленькие гости. Но в полчаса успевает уместиться вся история Рождества – от пути Марии и Иосифа в Вифлеем и появления на свет Спасителя до избиения младенцев Иродом и возмездия, которое настигает царя в виде Смерти.

– Вертеп в переводе со старославянского – пещера. Он представляет собой много ярусный театр, где идет представление на основе сюжета Рождества, – рассказывает ведущий методист по народному творчеству Захаровского парка Светлана Юревич. – Выглядит как ящичек, да не простой, а как маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж) и ад – самый низ, куда проваливается Ирод.

Сегодняшнее представление – одно из немногих дошедших до наших дней, оно было записано на Нижегородской ярмарке в 19 столетии. Мы в него включили еще и элементы авторских текстов начала 20 века. Но основа вертепного действа – яркий эмоциональный рассказ, который хорошо запоминается детьми, – конечно, осталась. Святочное веселье – это разгул, страшные и смешные вечера, таково и вертепное действо – страшное и смешное одновременно. Мало того, это отличная семейная забава, когда всем вместе можно вырезать фигурки из бумаги, зажигать свечи, двигать эти фигурки по прорезям. В советское время мы утеряли эту традицию, но сейчас она возрождается.


ОТВОРЯЙТЕ СУНДУЧКИ, ВЫНИМАЙТЕ ПЯТАЧКИ

Святки – одни из самых старинных народных праздников. Они начинаются в канун Рождества и длятся две недели, вплоть до Крещения. Традиция украшать елку совсем современная, нашему Деду Морозу лет триста от силы, а вот святки уходят корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

– Канун Старого Нового года – удивительное и таинственное время, – продолжает Светлана Юревич. – Первый день нового года по старому стилю – день памяти Василия

Кесарийского. Святой мученик Василий был покровителем земледелия и свиноводства, поэтом наш русский новый год въезжает верхом на поросенке. В этот день у хорошей хозяйки на стол был холодец, а на порог дома хозяин ставил чашку с овсяным киселем, чтобы задобрить Мороза Васильевича. Любимое народное развлечение на святки – рядиться и колядовать. Старый Новый год делит святки на две половины. Первая неделя называлась «святыми вечерами», а вот вторая – «страшными».

– В эти дни усиленно гадали, потому что считалось, что небо близко спускается к земле и услышит все просьбы, – объясняет Светлана Юревич. – Поэтому до сих пор мы загадываем желания – это отголоски традиции, принимаем и дарим подарки, как дары волхвов, чествуем детишек в память об избиении младенцев в Вифлееме. Кстати, помните, что раньше нам в подарки всегда клали яблочко или мандарин? К сожалению, сейчас эта традиция уходит, а на самом деле у нее тоже есть свой смысл – яблоко как плод древа познания, вкушая который ребенок познает мир.

Прямо после представления дети хором разучили колядку: «Маленький мальчиксел на стаканчик, стаканчик хрупь – дайте рупь!» и радостно распевали ее на разные голоса.


На Руси ряженые переодевались в вывороченные тулупы и пели именно такие песни под окнами.

– Надо было задобрить Коляду и Овсеня, поэтому пели колядки и угощали колядующих, – добавляет Светлана. – Конечно, это было язычество, но оно настолько глубоко ухдило в народные традиции, что его невозможно было искоренить. На Крещение окунались в прорубь, тем самым смывая грехи, и дальше продолжалась обычная жизнь.

Первоисточник: http://odinweek.ru/issue/no2-744-19-yanvarya-2018.